Советы педагога-психолога

Как общаться с ребенком

Детская агрессивность

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Понятие — Психическое здоровье

Игры по дороге в детский сад

ДЕТСКИЕ КОНФЛИКТЫ:

БУДЬТЕ ПОСРЕДНИКОМ, А НЕ АРБИТРОМ

дкСитуация: дети ссорятся.

Обычная реакция: «Хватит ругаться! Ну-ка марш каждый к себе!». В доме наступает покой, наша проблема решена! А вот их проблема… может, и нет. Они обижаются и злятся. Иногда мы считаем своим долгом решить конфликт. Требуем объяснений, выслушиваем, разбираемся. А они ждут оценки, решения взрослого. Мы сдаемся и берем на себя роль арбитра? Поиск правого и виноватого, хоть и представляется крайне важным непосредственным участникам конфликта, на самом деле не только не имеет смысла, но часто чреват будущими ссорами. Так что же, пусть дети сами решают свои проблемы? Тогда есть риск, что прав окажется тот, кто сильнее.

Ваша цель: научить детей разрешать их конфликты.

 Конфликт — это столкновение различных потребностей и точек зрения. Он может быть разрешен без потерь, если мобилизовать свой ум и творческую энергию для поиска решения, которое бы полностью удовлетворило обе стороны. Не уступки и компромиссы, а понимание и уважение! Детям нужен посредник, который помог бы им услышать друг друга.

Новая установка: будьте посредником и помощником. Уточните правила. Дайте детям высказаться, помогите им пересмотреть свои позиции.

— Я вижу, тут ссорятся. Вам помочь или вы сами разберетесь?

— Помоги, скажи ему, что…

— Стоп! Я здесь только помогаю вам услышать друг друга. Правила такие: никто никого не обижает, говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не придете к решению, которое устроит обоих. Кто первый?

Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду

дк2Для создания условий психологического комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:

  • Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

  • Быть затейником и участником детских игр и забав.

  • В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместе.

  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

  • В своих отношениях с ребенком постарайтесь помнить о том, что: ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

  • В каждой конкретной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

  • Навязывание своих правил и требований не должно быть против воли детей- это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

  • Тихий,застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

  • Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия -демагогия и опасная практика.

  • Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка.При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

КАК ПОМОЧЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ДЕТЯМ

дк31. Прежде всего, необходимо попытаться понять своего ребенка, что с ним происходит, что он чувствует. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется. (Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь…. радость, страх…) или (хочешь играть…). После этого остается только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых и родителям легче быть более последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т.е., если сегодня вы сказали «Да», а завтра «Нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались», тогда ребенок начнет вами манипулировать и искать «Новые кнопки».

2. Эмоциональные дети (боязливые и шумливые) нуждаются в двигательной физической активности. Необходимо обучать их расслаблению, релаксации, так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. Например, мама ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т.е. в игровой форме производилась релаксация ребенка.

3. С точки зрения детской психологии обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления: поощрения (в речи – «Если сделаем так, то будет еще лучше», в действиях – обнять, погладить).

Игра «Солнышко».

Цель: Ознакомление с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями пригодными для домашнего использования. Родители могут сами выбрать, что приемлемо.

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям предлагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, много можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества ребенка), а, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается (объясняется как надо убирать). Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

«Мы будем рисовать солнышко, когда ты поиграешь и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более 2-х солнышек, затем количество увеличивается, то в конце дня получится сюрприз. Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза,  используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильмов, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.

Когда одно качество, сформировано (сроки индивидуальны), тогда можно приступать к формированию другого.

Игра «Скажи другому комплимент».

Цель: объединение.

Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.

Игра «Паровоз».

Цель: переключение внимания (от 2 до 5 лет).

— Цепляйтесь за меня, я паровоз, а вы вагоны. Поехали! Чух-чух-чух, ту-ту!

Потом дайте ребенку возможность побыть паровозом.

Игра «Топ-хлоп».

Цель: снятие отрицательных эмоций.

Встаньте напротив друг друга. Начинайте одновременно хлопать в ладоши, а потом топать ногами. Сначала по одному разу, потом по 2 раза, потом по три и т.д. Считайте хлопки вслух.

Игра «Дискотека».

Цель: снятие отрицательных эмоций.

Танцуйте с ребенком как хочется, главное, чтобы было весело и побольше движений. Возьмите малыша за руки и руководите его движениями.

Игра «Делай как я».

Цель: расслабление, снятие отрицательных эмоций.

Выполняйте различные упражнения, чередуя движения на напряжение и расслабление мышц. Сначала потянитесь высоко-высоко, потом сядьте на пол, как будто кукловод отпустил ниточки, привязанные к вашему телу. Покажите, как вы, например, надуваете воздушный шар, бьёте по мячу, подметаете пол, обнимаетесь, прощаетесь,. Переключаете каналы на пульте телевизионного управления, играете на пианино, протираете окно и т.д.

Игра «Нежность.

Цель: формирование положительной модели поведения.

Играет медленная музыка или запись пения лесных птиц.

Положите ребенка на пол, попросите его закрыть глаза, раскинуть в стороны руки и вытянуть ноги. Слегка поглаживайте или дотрагивайтесь до малыша, с тем, чтобы он научился расслабляться.

В психологических играх у детей формируется:

1.принятие своего имени; 2.принятие своего качества характера; 3.принятие своего прошлого, настоящего, будущего; 4.принятие своих прав и обязанностей.

Игра «Ласковое имя».

Цель: формирование положительной модели поведения.

«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик, и тот, к кому мячик попадает, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того произнести его ласковое имя».

Игра «Маша настоящий друг, потому, что…».

Цель: развитие коммуникативных навыков.

В центр круга выходит 1 ребенок. Ему необходимо пригласить в круг своего настоящего друга из группы и закончить предложение. «(Имя)… настоящий друг, потому, что…»

Далее в круг приглашается другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока своих друзей в круг пригласят все дети.

Мысленная картинка на тему: «Настоящий друг».

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ведущий предлагает детям нарисовать такую мысленную картинку, в которой бы присутствовал какой-то хороший друг ребят, а затем рассказать о ней группе. Делается вывод, что хорошим другом может быть брат, сестра или сверстник, а может быть собака, кошка или даже капельки росы (в зависимости от рассказов детей).

Игра  «Волшебный рисунок».

Цель: формирование положительной модели поведения.

Попросите ребенка нарисовать его плохой поступок: «Сегодня ты плохо поступил, нарисуй, что ты сделал. Теперь этот рисунок порви, а на другом листе нарисуй, как нужно поступать. Давай поступать так всегда!».